У автомобилей ГАЗ подвеска по умолчанию рассчитана на эксплуатацию в суровых российских условиях. Это актуально как для легковых, так и грузовых (коммерческих) автомобилей данного автоконцерна. Именно по данной причине практически во всем модельном ряде используется зависимая подвеска с рессорами. В легковых вместо этого применяются амортизаторы: их более, чем достаточно для гашения ударов и вибраций.
А какие самые частые неисправности в подвеске автомобилей ГАЗ? По каким причинам они возникают? Как устраняются?
Строение подвески автомобилей ГАЗ
В автомобилях ГАЗ используется две основных разновидности подвески:
- в легковых, типа Volga Siber или ГАЗ-3110, независимая на амортизаторах, без полноценных рессор;
- в коммерческих авто, типа ГАЗель — зависимая на рессорах.
Стоит упомянуть, что начиная еще с 2009 года, на заводе ГАЗ выпуск легковых автомобилей остановлен. Сейчас автоконцерн сконцентрирован только на коммерческой технике: это различные вариации ГАЗель для транспортировки груза, а также пассажирские версии (для использования на маршрутах городского и областного значения). Причина в том, что легковые авто от данного производителя не пользуются спросом, их производство финансово невыгодно. Тогда как коммерческие автомобили этого автоконцерна — одни из самых популярных среди российских предпринимателей. Они же экспортируются во многие другие страны.
В грузовых ГАЗ мосты представлены в виде двутавровой балки. Рессоры — полуэллиптические, листовые. Они не симметричные относительно центрального болта: это как раз необходимо для того, чтобы сдерживающие усилие было большим для задней части автомобиля, где и размещается перевозимый груз.
Колеса удерживаются в правильном положении за счет шаровых опор на переднем мосту. Сзади это не требуется, так как там свободная зависимая конструкция подвески на основе двутавровой балки.
Самые распространенные поломки и их устранение
Если опираться на опыт самих водителей, то чаще всего им приходится сталкиваться со следующими неполадками в автомобилях ГАЗ:
- Скрип со стороны рессор даже при езде по ровной дороге. Там устанавливаются противоскриповые вкладки, которые изнашиваются примерно за 4-5 лет активной эксплуатации. Их периодически нужно менять, но на эксплуатационный ресурс самих рессор это никоим образом не влияет.
- Крен кузова. Причем в большинстве случаев это можно обнаружить только на стенде при диагностике. Возникает из-за осадки листов рессоры или из-за их повреждения. Для устранения поломки дефектные листы заменяют.
- Металлический стук при пробое подвески. В 80% случаев это связано с износом амортизаторов, их разгерметизацией. Требуется их замена или ремонт. В остальных случаях это повреждение резинового буфера задней части подвески. Изношенные или дефектные элементы просто меняются на новые.
- При выполнении маневров требуется прилагать дополнительное усилие. После этого рулевое колесо быстро возвращается в исходное положение. Указывает на нарушение начального угла наклона шкворня. Требуется либо повторная настройка, либо замена.
- Снижение эффективности амортизаторов. То есть удар по подвеске при наезде на даже небольшие ямы — сильный. Чаще всего это связано с поломкой или искривлением кронштейнов, которые удерживают и фиксируют амортизаторы. Потребуется либо их замена, либо выравнивание.
- Нарушение параллельности между передним и задним мостом. Технически у них схожее строение, за исключением наличия шестерной передачи на ведущий мост. А перекос возникает из-за неравномерного износа амортизаторов или рессор.
- Металлический стук или звон в передних колесах. Указывает на износ или выход из строя элементов шаровой опоры. Означает, что срочно необходимо провести техническое обслуживание подвески, так как шаровая может «вылететь» в любой момент. В этом случае управлять транспортным средством вообще не получится. И самое худшее: в дорожных условиях самостоятельно исправить поломку не удастся, так что без эвакуатора не обойтись. И при ремонте или замене шаровой обязательно следует обращать внимание на состояние пружин подвески. Их средний эксплуатационный ресурс: от 20 до 40 тысяч километров.
- Стук со стороны рессор при наезде на кочки. Может означать, что подушки, которые фиксируют их по кронштейнам, излишне изношены или вовсе повреждены. Чаще всего это происходит при обкатке транспортного средства после зимнего простоя. При установке новых подушек рекомендуется их дополнительно смазывать силиконовой смазкой. Также можно использовать средство для гаек, которое противодействует «залипанию» конструкции.
Самая сложная поломка — это повреждение двутавровой балки, но подобное происходит только при регулярной эксплуатации автомобиля с сильным перегрузом. Например, предельно допустимая нагрузка на ГАЗель с промтоварным фургоном составляет всего 1,5 тонны. При этом емкость грузовой части кузова позволяет туда загрузить и более 3 тонн, чем нередко и пользуются. С технической точки зрения и по ПДД это грубое нарушение, но такие ситуации все же бывают. Также балку можно повредить при езде на неровной дороге, то есть когда она просто касается кочек и камней.
Итого, большинство поломок подвески в автомобилях ГАЗ связано с износом рессор, амортизаторов, а также шаровых опор. Всего этого можно избежать при своевременно проводимом техническом обслуживании. Не следует ждать того момента, когда в той же рессоре лопнут несколько листов. Если есть заметные дефекты, трещины, признаки износа удерживающего болта, их обязательно нужно менять. Только так можно обеспечить автомобилю при любых условиях использования сохранение эксплуатационного ресурса.